Как долго говорить христос воскрес. Пасхальное приветствие «Христос воскресе!» — смысл веры

Приветствовать человека в день Пасхи фразой «Христос вокресе!» и отвечать - «Воистину воскресе!» присуще в первую очередь христианам. Этот обычай уходит корнями глубоко в века и имеет огромный смысл для верующих. Также во время обмена этими фразами принято троекратно целоваться. Говорить эти слова можно в течение всей Светлой седмицы, которая идет за Пасхой.

Истоками этот обычай обязан самому Иисусу Христу, который жил и умер за грехи простых мирян. После того как апостолы Христа узнали о его воскресении, они рассказывали об этом каждому человеку, которого видели, говоря заветную фразу «Христос воскресе!». Те, кто слышал эту фразу, понимали, что Иисус - сын Бога, и, подтверждая их слова, отвечали «Воистину воскресе!».

Другая версия говорит о том, что данные фразы используются для . К примеру, мирянин может обратиться с просьбой «Христос вокресе!», а батюшка отвечает «Воистину воскресе!», - «Бог благословит». Этот вариант не нашел распространения у народа, поэтому используется редко.

Пасхальные приветствия сегодня

Сегодня пасхальные приветствия приобрели немного иное значение, более молодое поколения начало интересоваться религией. С каждым днем набирает все больше последователей. В Пасхальное воскресенье тот человек, который идет из , должен первым сказать «Христос воскресе!», а тот, кто возвращается, должен ответить «Воистину воскресе!». Эти приветствия всегда должны говориться с радостью, ведь спаситель всего живого, сын того, кто подарил жизнь и возможность существования.

Но стоит помнить, что Христос никогда не просил праздновать его воскресение. Произошедшее чудо было лишь подтверждением того, что он действительно сын Бога и носит в себе его божественную сущность. Библия говорит, что празднование Пасхи лишь следствие чуда, и не призывает отмечать ее, но люди рады и любят своего учителя, поэтому воздают ему почести спустя вот уже 2 тысячелетия.

За многие века приветствия претерпели изменения, поменяли свой смысл, католическая и православная церковь празднуют Пасху в разные дни. Но несмотря на это, каждый истинно верующий по-настоящему радуется этому светлому празднику, который напоминает, что в мире есть частичка чего-то божественного и светлого, что когда-то Христос воскрес и показал всем, что Бог есть.

Источники:

  • Христос воскрес

Заварная пасха по этому рецепту получается нежная, воздушная и невозможно вкусная. Технология требует терпения и заботы, но результат достоин того, чтобы посвятить процессу достаточно времени.

Вам понадобится

  • - творог 5% жирности -1 кг
  • - масло сливочное - 200 граммов
  • - сметана 20% жирности - 300 граммов
  • - яйца куриные - 2 штуки
  • - сахар - 1 стакан
  • - ваниль натуральная или ванильный сахар или ванилин

Инструкция

Творог протереть через сито (лучше сразу работать в посуде с толстыми стенками и дном, в ней потом пасха будет томиться). Масло, размягченное при комнатной температуре, растереть вилкой, добавить в творог и всю массу еще раз перетереть. Нужно добиться максимальной однородности. Следующей добавить сметану, в последнюю очередь – слегка взбитые венчиком или вилкой яйца. Смесь будет напоминать легкое суфле.

Полученную массу нужно поставить на очень слабый огонь и томить в течение часа, постоянно помешивая, чтобы будущая пасха не свернулась. Масса не должна кипеть. Если она слишком перегрелась, лучше снять ее на пару минут с огня, чтобы немного остыла. Однако сильно остужать не следует, чтобы не было большой разницы температур.

В готовую массу всыпать сахар и измельченную ваниль. Дать остудить и вылить в форму, выстеленную чистой хлопчатобумажной тканью, накрыть и поставить сверху груз, чтобы стекла лишняя жидкость и пасха как следует спрессовалась. Готовую украсить по вкусу.

Видео по теме

Обратите внимание

Пасху из указанного количества продуктов желательно сделать в четверг, чтобы она успела как следует спрессоваться. Иначе есть риск, что она не будет держать форму.

Светлое Христово Воскресение является главным торжеством православной христианской веры. Это самый значимый и торжественный церковный праздник. Воспоминание восстания Христа из мертвых дает надежду на воскресение абсолютно каждого человека.

Необходимо отметить, что и после окончания светлой (пасхальной) седмицы торжества дни, посвященные Воскресению Христа, не заканчиваются. Праздник Пасхи имеет самое длинное попразднство из всех церковных торжеств. Он длится 39 дней. На сороковой день Церковь воспоминает событие Вознесения Христова.

Священное Писание упоминает о том, что Христос в течение сорока дней после воскресения являлся апостолам и рассказывал им о Царствии Божием. Поэтому православная Церковь и празднует воскресения Христа 39 дней, а на сороковой отмечает Вознесение.


Все пасхальное время христианин может красить и освящать яйца, обращаться с радостным приветствием «Христос Воскресе» ко всем родственникам и знакомым, сохраняя в своем сердце великую радость от события Христова Воскресения.


Иерусалим - в переводе «жилище мира» - лежит на высоких холмах. С востока, юга и запада он ограничен глубокими долинами Кедронской, Енномовой и Гионской. Такая же долина - Тиропетон прорезает город в долготном направлении и отделяет обширный западный холм с лежащими на нем Верхним городом и царским дворцом от восточного, на котором стоит Иерусалимский храм. Его территория представляет собой искусственно насыпанное плато, охваченное со всех сторон стенами, сложенными из параллельных рядов огромных каменных глыб. По краям плато идут дворы и портики, окружающие так называемый внутренний храм с его особой оградой, за которой располагается женский двор, а за ним стена, отделяющая святилище. У западной стены высится дворец Ирода, окруженный отдельными укреплениями. На северо-западе, за большой квадратной башней с могучими воротами, возвышается Голгофа. На севере к самой городской стене примыкает крепость Антония с римским гарнизоном , за ней - Гефсиманский сад.

В масличном саду на северо-западном склоне Голгофы видна пустая гробница…

На рассвете раннего утра, поплотнее закутавшись в свои платки-накидки, тихо бегут по тропинке меж камней потрясенные жены. Объятые трепетом и ужасом, пораженные видением небесного Вестника, видом опустевшей гробницы и словами Ангела, они стремятся поскорее уйти. Одни из них, как говорит апостол Марк, «никому ничего не сказали, потому что боялись» (Мк. 16, 8). «А другие последовали за Божией Матерью и были обрадованы видением и словами Господа.» Пред ними в светозарном одеянии Божественной славы предстал воскресший Иисус. «Радуйтесь !» - сказал Он. «И они приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему » (Мф. 28, 9).

Как «ухватились за ноги » (Мф. 28, 9), когда Он говорит Марии Магдалине «не прикасайся ко Мне » (Ин. 20, 17)? Ответ мы найдем у святителя Григория Паламы. Он пишет, что «все жены пришли [ко гробнице] после землетрясения и бегства стражи и нашли гроб отверстым, а камень отваленным, но когда предстала Мати Дева, тогда было [самое] землетрясение, …отваливался камень, … гроб отверзался, и стерегущие присутствовали, хотя …были потрясены ужасом так, что после землетрясения, придя в себя, немедленно устремились в бегство. Богородица же, не испытывая страха, обрадовалась, видя происходящее». Затем через некоторое время, когда Сам воскресший «явился Матери и находящимся с Ней женам, то Он только Ей одной допустил объять Его стопы, хотя Матфей делает общниками сего и других жен, не желая… явно предпочесть Матерь как свидетеля о таковых вещах».

Христос Воскресе! Так говорит святое Евангелие, так возвещают Его ранние свидетели, и в течение двадцативековой истории тысячи и тысячи людей непосредственно встречают воскресшего Христа. Из века в век живые свидетели опытно и лично видят, что Христос воскрес! Всегда есть люди, которые могут сказать: я встретил Его лицом к лицу. Я достоверно знаю, что Иисус из Назарета, Который был распят на Голгофе, Который умер, Который был погребен, воистину воскрес и жив…

Но едва восстановив сносный порядок среди обезумевших, объятых леденящим ужасом солдат, центурион задумался о будущем… Мы бежали, покинув пост. Если за нас никто не заступится - весь наряд ждет позор и казнь. Кто поверит в то, что мы видели? Высшее начальство - префект вспомогательной севастийской когорты и трибуны, как принадлежащие к всадническому сословию, еще отдыхают. Несколькими центуриями, поддерживающими порядок у внешних храмовых галерей, командует первый центурион первого манипула - старший из офицерского состава севастийской когорты. Мы оба когда-то служили простыми легионерами в преторианской гвардии и хорошо знаем, что наш бывший начальник Элий Сеян, правая рука императора Тиберия и префект преторианской гвардии - заклятый враг евреев . Префект Пилат тоже питает к ним неприязнь, но это нас не извинит. Хотя ради ненавистных ему иудеев наместник не будет строг, мы все же оставили порученный нам пост и подлежим наказанию. Решено! Надо обо всем доложить первому центуриону первого манипула. Быть может, он из дружеских чувств даст дельный совет: ведь мы оба урожденные римляне…

В Иерусалимском храме при первых лучах восходящего солнца уже свершилась законная ритуальная жертва, возжглось курение фимиама и левиты воспели положенный в первый день недели 23-й псалом. Богослужение совершали босиком. Важно стоит череда священников в белых льняных одеждах с длинными рукавами. Они отслужили в одеяниях, препоясанных цветными поясами в несколько витков, и с головными повязками, навитыми вокруг открытой «гильзы» или шапки без верха. Наибольшее впечатление производит первосвященник в ефоде или наплечнике из двух частей, которые скрепляются на его плечах золотыми застежками с ониксами и удерживаются поясом из золотых и цветных нитей. Подол его льняной одежды украшен гранатами и золотыми бубенцами. На ефоде блестят драгоценные камни - символы двенадцати колен Израилевых, а к головной повязке Каиафы, кидару, посредством голубого шнура прикреплена традиционная налобная золотая пластинка с вырезанными на ней словами «Святыня Господу».

Приняв жертвенные части животного из рук священников, излив к подножию жертвенника в воню благоухания из жертвенной чаши и принеся «первый» сноп ячменя Господу, первосвященник Каиафа руками помощников разоблачался - снимал подобающие ему великолепные одежды и величественные украшения. К нему почтительно приблизился синедрионный служитель-рассыльный и негромко сказал несколько фраз. Иосиф Каиафа нахмурил брови.

Зачем в пасхальные дни со мной желает встретиться римский офицер и его солдаты? Общество язычников меня осквернит! За семь дней до наступления ветхозаветной пасхи трибун когорты, командующий манипулами, составляющими гарнизон крепости Антония , уже выдал казначеям мое первосвященническое облачение. Через сутки по окончании дней празднования его должны вернуть обратно , но сейчас еще рано - торжество не кончилось. Зачем они пришли? Что им нужно?

Ответ мы читаем в Евангелии. «…Некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были …» (Мф. 28, 11-15).

Тогда, 9 апреля 30 г., выходя из-под сводов внешней храмовой галереи, ветераны из севастийской когорты чувствовали себя гораздо лучше. На их поясах висели увесистые кошельки с серебром, а будущее уже не представлялось в таком мрачном свете - надо лишь распустить по городу ложный слух. Если о происшедшем узнает начальство, то первосвященник Каиафа и его влиятельный тесть Анна заступятся за них перед наместником и избавят от наказания…

В то же время радостные и потрясенные мироносицы торопливо рассказывают апостолам о встрече с Воскресшим; однако ученики Господни еще не видели ничего, кроме открытого входа в гробницу, погребального полотна и свернутого плата. Место погребения опустело, но все же, где их любимый Наставник? Учеников мучают сомнения: действительно ли жены видели именно Его? «И показались им слова их пустыми, и не поверили им » (Лк. 24, 11). Тогда апостол Петр встал, опоясался, вновь накинул гиматий и во второй раз побежал посмотреть, не откроется ли ему что-то еще, но вновь, «наклонившись, увидел только пелены лежащие и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему » (Лк. 24, 12). Ученики Господни в смущении. Они помышляли об ослепительном проявлении Божественной силы и славы для посрамления и изгнания из Иерусалима «римского сапога» - калиги , топтавшего родную землю. Они «надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля » (Лк. 24, 21), основать могучее земное царство Помазанника. Но цитадель Рима, башня Антония все еще возвышается над святым городом, и войска врага по-прежнему попирают отечество. Их мысли пока далеки от проникновения в то, что свершилось. Они не сподобились еще видеть Божественного сияния и светозарности славного Воскресения.

Поэтому вечером первого дня недели, когда два ученика - Лука и Клеопа , шествовали из Иерусалима в Эммаус, то шли 60 стадий пути в великой скорби. Дорога к Эммаусу проходила по горам и долинам, которые становились все пустыннее и пустыннее по мере удаления от Иерусалима. Но Эммаус, находящийся над ложбиной, через которую протекала речка, виноградные и масличные деревья на террасах по склону гор, расцветающие в долине белые и красные цветы миндаля, делали конец путешествия приятным. И когда Лука и Клеопа шли в покрытых дорожной пылью гиматиях, то с ними поравнялся Путник. Он стал спрашивать учеников, почему они так печальны, на что Лука и Клеопа стали укорять Его: как это Ты один в Иерусалиме не знаешь о событиях, которые произошли? «И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели » (Лк. 24, 19-24).

Говоря эти слова, Лука и Клеопа действительно «не видят» Собеседника! Они не видят Воскресшего! Почему? Ведь Он стоит перед ними, и у них «горит сердце » (Лк. 24, 32)! Потому что все, что они говорят, еще вполне соответствует словам, написанным позднее Иосифом Флавием и Корнелием Тацитом, словам сторонних наблюдателей. Они называют Его Иисусом Назореем, одним из казненных пророков, что не противоречит традиции иудаизма. Это соответствует словам людей, которые смотрят на Воскресение извне, снаружи, со стороны, которые не приняли в нем личного участия. Они до распятия надеялись, что Он - Избавитель, Спаситель, а сейчас этого не ощущают и поэтому не узнают Его.

В ответ Воскресший открыл им, а через них и нам, суть ветхозаветных книг. Объяснил, что именно по Писанию Мессии надлежит быть распятым, умереть, а затем воскреснуть. И когда путники приблизились к Эммаусу, то Иисус, не признанный Своими учениками, сделал вид, что хочет идти дальше; однако тайная сила приковывала их к Нему. Чудесный вечер, румяное небо, лиловые горы, городок в окружении известковых скал в сизой дымке… Лука и Клеопа стали Его удерживать. «Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру », - сказали они (Лк. 24, 29). Иисус согласился; и когда возлежал за едой, то хотя был гостем в незнакомом доме, поступил как глава семьи. Следуя обычаю, Он взял хлеб, благословил, преломил и подал им, как обыкновенно делал прежде, совершая трапезу. В эту минуту как будто пелена спала с их глаз, и Лука и Клеопа узнали Иисуса. Узнали Иисуса как Христа, как Мессию, как хлеб жизни! Они признали в Нем Спасителя и Искупителя, тогда Его Воскресение явилось внутри них и они воистину Его «узрели». Иисус же стал невидим для их обычных очей, визуально, но стал видим внутренне, стал их светом, их силой, их крепостью.

Отныне они видели Воскресение и поведали друг другу волновавшие их чувства. «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге, и когда изъяснял нам Писание? » (Лк. 24, 32) Невзирая на вечернее время, они тотчас же пошли обратно в Иерусалим, горя нетерпением рассказать все, что они видели и внутренне видят до сих пор. Не печальтесь, как Лука и Клеопа, идущие в Эммаус. Радуйтесь, как Лука и Клеопа, поспешающие с благой вестью во Святой град. Нет причины пребывать в печали - Христос Воскрес! Ведь произошло не просто историческое событие, а свершилось явление вселенского масштаба. Не римляне изгнаны из Иерусалима, а побежден всесильный грех и власть смерти. Восстановлено не могучее Израильское царство, а встало на земле Царство Небесное, отверст вход в вечные обители!

Однако по свидетельству Евангелия от Марка (Мк. 16, 13), когда Лука и Клеопа вернулись в Иерусалим, ученики не поверили их рассказу… Какое сильное препятствие встречает в сердцах людей вера в воскресение Спасителя! Но Победитель смерти и ада вновь является ученикам, озаряет их лучами Божественной истины и довершает их посвящение в таинство Своей победоносной славы. Однажды вечером, когда апостолы пребывали в горнице за закрытыми дверями, им предстает воскресший Христос и преподает им Свой мир.

Один из многих, построенный из камней одноэтажный городской дом в Иерусалиме, с плоской утрамбованной крышей и комнатами, расположенными замкнутым прямоугольником вокруг внутреннего двора с садом, дававшим в летний зной прохладу и тень. Прочная дощатая дверь, ведущая на улицу, крепко заперта засовами и заложена изнутри большим деревянным брусом. Выходящие во внутренний двор маленькие оконца почти не дают света, и внутри одной из комнат с низким потолком непрерывно горит масляный светильник. Несколько циновок на полу, скамейки, жаровни для обогрева в зимнее время. С трех сторон самой большой соломенной циновки, служащей столом, возлежат на левых локтях взволнованные Господни ученики, одетые в доходящие до икр красные, серые, желтые и полосатые туники. Верхняя одежда - гиматии, сложена в стороне, а у порога стоят ряды сандалий. Они собрались вместе, крепко заперев двери из страха перед иудейскими властями, которые приказали искать учеников Распятого в эти пасхальные дни.

Внезапно в торжественном одеянии Божественной славы посреди них стал воскресший Христос и показал Свои руки и ребра. «Он явился им в кротком виде и самим голосом успокоил волновавшиеся мысли…, сказав: «Мир вам », то есть «не смущайтесь». Этим Он напоминает… то слово, которое сказал перед страданием: «Мир Мой даю вам »« (Ин. 14, 27). И наступил мир, который превыше всякого ума.

«Ученики обрадовались, увидев Господа » (Ин. 20, 20).

Апостолы обрели благодать, увидев воскресшего Мессию. Они поняли, что это именно Он, восставший из мертвых, стоит сейчас перед их глазами, и они воочию, лично видят Его. «Об этом Он… предсказывал им перед страданием: увижусь с вами, и возрадуется сердце ваше» (Ин. 16, 22).

И так как ученики «были потрясены неожиданностью и невероятностью» увиденного, то лучезарный и сияющий «Он сказал им: «Есть ли у вас здесь какая пища?» Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда; и взяв, ел пред ними » (Лк. 24, 41-43).

Он вкушает перед ними… После Воскресения тело Спасителя было нетленным, потому в еде не нуждалось. Воскресший употребил пищу не по естеству смертных, не путем процесса пищеварения. Еда была сожжена Божественной энергией, подобно тому как огонь свечи сжигает воск, а не переработалась согласно естественному человеческому способу. «Он сделал это, чтобы и этим было удостоверено Его Воскресение…» Теперь ученики видят, что перед ними Сам Христос с преображенным и духовным телом.

«Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся » (Ин. 20, 21-23).

Но во время этого явления в горнице не было апостола Фомы, и когда апостолы сказали ему: «мы видели Господа» (Ин. 20, 25), он требует доказательств. В чем же дело?

Ученики «увидев Господа» (Ин. 20, 20) и обретя благодать Святого Духа, сказали Фоме, что видели, узнали Его, неложно поняли, что пред ними Сам Воскресший. И Фома хочет того же. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю » (Ин. 20, 25).

Воскресший Господь дает ему такую возможность. Когда минуло семь дней, на восьмой, то есть в следующее воскресение, Христос вновь является ученикам, преподает им Свой мир и предлагает апостолу Фоме коснуться Своей прославленной и чистейшей плоти. «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 27-29). Апостол Фома не прикасался к воскресшему Спасителю, но увидев Его, сразу уверовал в Воскресение. «Христово… тело имело внутри себя источник Божественного света, который, воссияв духовно, просветил… Фому».

Сколь много людей не стояли лицом к лицу с воскресшим Христом и, тем не менее, верят в Него! Ведь цель духовной жизни человека есть соединение с воскресшим Спасителем, созерцание Его в глубинах сердца, и вера здесь играет решающее значение. Когда Христос восстает внутри словесной души верующего человека, то преодолевает ее греховные прилоги, как некогда преодолел запечатанную каменную гробницу. А посвятивший себя непостижимой силе Воскресения достигает обожения, и таким образом исполняет цель своего существования. Такое возрождение нам особенно необходимо: «… дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни » (Рим. 6, 4). Следовательно, Пасха - это приход Христа в недра сердца, это приход Бога Слова в человеческий разум. И если праздник Воскресения Христова является ежегодной Пасхой, то существует и Пасха недельная в каждое воскресенье. Потому что когда мы сходимся на Божественную Литургию, за Евхаристией приобщаемся Тела и Крови Христовых, то тем самым принимаем участие в Пасхе Господней. Блажен тот, в ком вера предваряет видение и восприятие! Поэтому «блаженны не видевшие и уверовавшие » (Ин. 20, 29).

Люди семитского происхождения - евреи и арабы - менее всего мечтатели. Весеннее время Галилеи, ослепительное небо, красоты природы не возбуждают в них утонченной восторженности. Таким людям чужды грезы: они действительно видят Воскресшего на море Тивериадском! «Дети, - сказал Он, - есть ли у вас какая пища? » Глаза их раскрылись, и любимый ученик сказал апостолу Петру: «Это Господь! »« (Ин. 21, 5-9). Они не воображают, они истинно говорят с Ним, они доподлинно едят хлеб и рыбу, таинственно уготованные Искупителем! Затем там же, в Галилее, воскресший Спаситель вновь является апостолам и пятистам верующим - об этом написано в самом конце Евангелия от Матфея (Мф. 28, 16-20). При этом явлении Иисус Христос повелевает апостолам идти проповедовать Евангелие по всей вселенной и дает обещание верующим: «Аз с вами во вся дни до скончания века » (Мф. 28, 20). В Послании к Коринфянам апостол вспоминает еще одно явление воскресшего Господа - явление апостолу Иакову, но о подробностях ничего не пишет (1 Кор. 15, 7). И наконец, перед тем как вознестись, Спаситель предстал Своим апостолам и преподал им отдельное наставление и благословение (Лк. 24, 45-51).

Как нет унижения больше того, которым смирил Себя Сын Божий, умерев на Кресте смертью преступника, так нет и славы выше той, которой Сын Человеческий увенчан за принятие этой смерти. И по истечении сорока дней на небо возносится наше человеческое естество, то, которое во Христе страдало, погребено и воскресло, естество прославленное, которому усвоены Божественные господство и могущество. Если же начаток нашего естества свят, то и все члены Церкви обретают освящение: где Глава, там должны быть и члены. Господь наш Иисус Христос, вознесшись на небо, проложил для нас путь: более нет непроходимой бездны между небом и землей. В этой жизни мы живем короткое время; Спаситель восшел на небо и уготовал нам место в блаженной вечности.

Существует бесчисленное множество людей, которые веруют в Воскресение, но есть и такие, пусть немногие, кто ежечасно видят воскресшего Христа, лучезарного и сияющего в молниях нетления и Божества. Одни - свидетели Христова Воскресения «от слышания», а другие - «от видения», потому что Православная Церковь, являющаяся воскресшим Телом Спасителя, дает нам все средства, чтобы лично войти в реальность Воскресения. Поя «Воскресение Христово видевше…», мы обращаемся не только к историческим фактам явлений Господа ученикам по Воскресении, но непосредственно к Самому воскресшему Христу, созерцаемому нами в недрах Святой Соборной и Апостольской Церкви.

В течение сорока дней, когда совершается пасхальное богослужение, наше внимание обращается к событиям, которые происходили после Воскресения Христа. Когда мы читаем Евангелие, когда мы слушаем, как все свершилось, когда мы внимаем богослужению, наше сердце исполняется радостью. Мы становимся живыми участниками событий: мы побывали в саду Иосифа Аримафейского, побывали у гробницы, мы с мироносицами видели отваленный камень, входили в пещеру и видели Ангела, мы лично соприкасаемся с воскресшим Христом Спасителем.

«Перед нами стоит вопрос: каковы мы? Рассказываем ли мы только с чужих слов о Воскресении Христа? Радуемся ли мы действительно полным сердцем?.. Мы убеждены только потому, что другие люди это знают и мы им можем верить, или же с нами эта весть нечто сотворила, и, зная опытно, что Христос воскрес, мы уже не можем быть теми людьми, какими были раньше?

Мы это можем знать опытно различным образом.

Мы можем это знать в молитве, прикосновением к краю ризы Христовой; мы можем Его познать в какие-то моменты, когда вдруг мы чувствуем, что невидимо, но реально Он перед нами живой стоит; хотя я Его не вижу, не слышу, не воспринимаю своими чувствами, но Он тут. Мы можем это воспринять тоже каким-то непостижимым образом в причащении Святых Таин. Исповедь, миропомазание, помазание святым елеем, различные церковные действия могут менять человека изнутри; и если только он задумается над собой, он не может не поверить в то, что это совершается силой Божественной, которая дается через Христа распятого и воскресшего.»

Начинается Светлая утреня… Царские врата и завеса закрыты, а мы слышим в алтаре песнопение: «Воскресение Твое, Христе Спасе…» Почему поется это песнопение? Потому что первыми о том, что воскрес Христос, узнали Ангелы, небо узнало раньше земли. Символизируя это, отдергивается завеса, но царские врата все еще закрыты. Затем они открываются, и начинается торжественная процессия с зажженными свечами. Этот крестный ход знаменует шествие апостолов и мироносиц в пасхальную ночь, в то раннее утро Воскресения от Иерусалима ко гробу Xриста Спасителя.

Вот крестный ход остановился у западных дверей храма, двери закрыты, но священник осеняет их трижды крестом и трисвещником. Служба начинается вне храма, в полуночной тьме, пением: «Христос Воскресе из мертвых…» Это означает обновление мира от тьмы греха, очищение благодатью, а отваление камня - открытие дверей в Церковь - вход в благодатное Царство Христа, отверстое Его страданиями и Воскресением. С ликованием и пением пасхального гимна входим в храм. Царские врата открыты! Христос Воскрес!

И через две тысячи лет до нас дошли Свет и радость. Нет среди нас того, кто не радовался бы в светлую пасхальную ночь, у кого не стало бы светлее на душе, когда он слышит слова: «Христос воскрес из мертвых». Видеть Самого воскресшего Господа, исполниться Его совершенной радостью призывает нас Православная Церковь, празднуя Светлое Христово Воскресение!

Это укрепление первоначально было построено Иохананом Гирканом и называлось Варисом. В 20 г. до н. э. вместе с реконструкцией ветхозаветного храма Ирод Великий перестроил Варис и воздвиг там высокую башню, назвав созданную крепость в память триумвира Марка Антония, который возвел его в цари над иудеями. Впоследствии, при властвовании над Иудеей римских наместников, в крепости Антония стояли оккупационные войска. - Иудейская война, кн. 1, гл. 21, 1. Иосиф Флавий. Иудейская война. Примечания, с. 468.

Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Омилия 18, с. 193.

Там же. С. 190.

Там же. С. 192-193.

В восьмидесятых годах восемнадцатого века в Великий Четверток преподобный Серафим Саровский, тогда еще иеродиакон, за Божественной литургией после входа с Евангелием воочию видел в воздухе воскресшего Иисуса Христа во славе. Господь благословил молящихся и вступил в Свой местный образ. Преподобный удостоился особого благословения, изменился в лице и остановился как вкопанный, после чего два диакона еле отвели его в алтарь. Три часа он, стоя в алтаре, приходил в себя. См.: Сборник святоотеческих изречений и поучений, часть I. «Сердце чисто созижди во мне, Боже». М., 1992. С. 46-47. В девяностых годах девятнадцатого века преподобный Силуан Афонский, тогда еще послушник Симеон, во время вечерни, направо от царских врат, где находится местная икона Спасителя, увидел живого Христа. Воскресший Спаситель непостижимо явился молодому послушнику, от видения Симеон пришел в изнеможение, и Господь сокрылся. Кроткий взор всепрощающего, безмерно любящего, радостного Христа привлек к Себе Симеона и затем, скрывшись, сладостью любви Божией восхитил дух его в созерцание Божества вне образов мира. Преподобный Силуан сразу узнал явившегося ему Христа, в своих писаниях он без конца повторяет, что познал Господа Духом Святым, что узрел Бога в Духе Святом. См.: Старец Силуан. Жизнь и поучения. М., 1991. С. 25-26.

Вспомогательные войска, к которым принадлежала и севастийская когорта, управлялись следующим образом. Командиром считался префект когорты, его заместителями - трибуны когорты. Они являлись старшими офицерами и обычно принадлежали к знатному сословию всадников. Когорта делилась на манипулы. Манипул - это оперативное подразделение римской армии, состоящее из двух центурий (по 100 солдат). Центурионы различались между собой должностными степенями, и самым старшим из них в когорте считался первый центурион первого манипула. В отличие от простых солдат, набираемых обычно из той области, где стояло армейское подразделение, центурионов, то есть офицеров, старались назначать из числа заслуженных ветеранов-преторианцев, бывших до того простыми воинами. Эта находящаяся близ Рима мощная императорская гвардия состояла исключительно из италийцев, а от префекта преторианцев часто зависело, кто станет следующим кесарем.

Philo. Legatio ad Cajum, 24

Префект Иудеи Понтий Пилат (Praefectus Iudaeae Pontius Pilatus). Личное имя (praenomen) наместника неизвестно. Считается также, что он находился в дальнем родстве с древним родом Понтиев. Известны 28 римлян, оставившие след в истории и носившие родовое имя Понтий (nomen Pontius). Полагают также, что третье имя (cognomen), Пилат (Pilatus), происходит от названия копья тяжеловооруженного ветерана-триария. См.: Иисус Христос в документах истории. С. 27, 30.

Schurer E. Geschichte des Judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Leipzig, 1907. Bd 2. S. 351-355.

Подлинное имя трибуна севастийской когорты при префекте Пилате история не сохранила. В очень поздних псевдоисторических документах его отождествляют с неким Публием Лентулом. (См.: Послание Лентула. - Иисус Христос в документах истории. С. 451-453.) В Деяниях святых апостолов (Деян. 21, 31) упоминается лишь тысяченачальник Клавдий Лисий, комендант крепости Антония в Иерусалиме при префекте Иудеи Антонии Феликсе (52-60 гг. н. э.).

«Иудейские древности», кн. 15, гл. 11, 4, и кн. 18, гл. 4, 3.

К первосвященникам пошли не все воины из кустодии, а только «некоторые», скорее всего, центурион и несколько наиболее заслуженных солдат для подтверждения его рассказа. Выслушав сотника (ввиду дней опресночных, скорее всего, через посредника, чтобы самим ритуально не «оскверниться» от общения с язычником), первосвященники и старейшины заверяют, что если военные поступят по их наущению, то они ничего не скажут префекту о нарушении солдатами воинского долга, то есть об оставлении порученного поста. Сам Пилат вникать в караульную службу у гробницы не будет, а если впоследствии и вызовет на доклад за ходящие по городу слухи, то «мы убедим его». Только при этих условиях вы, охранники, будете беспечальны.

Гнусная ложь, предназначавшаяся для противодействия неотразимой очевидности Воскресения, распространялась в народе скрытно, «подпольным путем». В Евангелии от Матфея сказано, что «пронеслось слово сие между иудеями до сего дня» (Мф. 28, 15), то есть до времени письменной фиксации Благовестия - примерно в 50-60 гг. н. э. Эти клеветнические слухи, необходимые для оправдания неверия в Воскресение Мессии, искусственно поддерживались в последующие века и составили впоследствии одну из тех богохульных нелепостей, которые с V в. н. э. повторяются на арамейском в «Тольдот Иешу». См.: Венская рукопись, 14. - Иисус Христос в документах истории. С. 374.

Анна (Анан) - это бывший первосвященник (с 6 или 7 по 15 г. н. э.), переживший трех префектов Иудеи, но низложенный предшественником Пилата Валерием Гратом. Однако по традиции за Анной был пожизненно сохранен титул, причем в последующие годы первосвященниками были пять его сыновей и зять. Каиафа - зять Анны, законный первосвященник в 30 г. н. э. Обладая всеми полномочиями, Каиафа все же находился под сильным влиянием своего тестя, который сохранял значение признанного главы.

Почему ветхозаветные первосвященники, «служители» пред Богом, «молитвенники» за народ, предают Мессию, утаивают Его Воскресение, беспардонно лгут, совершают святотатство? Все станет на свои места, если обратить внимание на их репутацию. «Проклятье на дом Ханана (Анана, Анны), проклятье на его ехидное шипение! … Сами они первосвященники, сыновья их заведуют деньгами, зятья их начальники, и слуги их избивают народ дубинами!» См.: Иисус Христос в документах истории. С. 83.

Калига - обувь римского солдата, названа «сапогом» лишь метафорически. В действительности это была толстая подошва, пристегивавшаяся широкими ремнями, образующими густую сетку для защиты ноги. Подошва калиги подбивалась гвоздями, очень полезными при маршах в горной местности.

«Избавить Израиля». Хотя в Иудее постоянно читались древнейшие книги пророков, псалмы, и Закон, понимание, а главное, толкование их смысла в то время было ошибочным. Создавались новые гимны, в которых Мессия-Помазанник представлялся только предводителем в грядущей войне сынов Света против сынов Тьмы, виделся лишь законным царем для Иудеи. И хотя в ту эпоху еще сохранялось живое представление о законных правах на престол потомков Давида, в будущих ритуальных трапезах Мессия-Помазанник-царь мыслился на второстепенном, подчиненном положении: входил после председательствующего священника, «сына Аарона», садился только после того, как сел руководитель, и мог протягивать руку к еде и благословлять трапезу лишь вслед за тем, как это уже сделал председательствующий. (Дополнения к уставу кумранской общины, 11-20. - Тексты Кумрана, с. 162). Таким образом, народу внушалась мысль не о Мессии-Искупителе, Спасителе, а о Мессии-царе, который будет только светским главой Израиля. Библейские же пророчества истолковывались, как окончательное избавление от иноземного ига и как всемирное возвышение Израиля. Составлялся подробный «план войны», где описывались даже стратегия, тактика, военные построения и оружие. Врагами «сынов Света» считались «киттии», в буквальном значении - «западноевропейцы», следовательно - ненавистные римляне, обратившие Палестину в свою провинцию (Война сынов Света против сынов Тьмы. - Тексты Кумрана, с. 280-281). Заблуждение было всеобщим, и именно поэтому воскресший Христос, обращаясь к шедшим в Эммаус, «начав от Моисея, из всех пророков изъяснял… сказанное о Нем во всем Писании » (Лк. 24, 27). Ученики прозрели, и позже воскресший Мессия «сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверзся им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше » (Лк. 24, 44-49).

В Евангелии от Луки прямо назван лишь Клеопа. Именование другого ученика апостолом и евангелистом Лукой идет от толкования блаженного Феофилакта. См.: Благовестник или толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарскаго на Святое Евангелие. Часть третья. Евангелие от Луки. Казань, 1896. С. 411.

Стадия - древняя мера расстояния примерно в 185 м. Шестьдесят стадий - около 11 км. Эммаус упоминает и Иосиф Флавий. См.: Иудейская война, книга 7, глава 6, 6. Вероятно, это место тождественно с ныне существующей деревней Кулонией (от латинского colonia - «колония» - город, основанный переселенцами).

Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. Т. 9. Евангелия от Марка, Луки, и Иоанна. С. 276.

Они не узнали Его. По Евангелию от Луки, потому что «глаза их были удержаны» (Лк. 24, 16), по Евангелию от Марка - потому что «явился в ином образе» (Мк. 16, 12).

Иосиф Флавий. Иудейские древности, книга 18, глава 3, 3; Корнелий Тацит. Анналы. Книга 15, 44.

В поздней иудейской литратуре упоминается Иешу ха-Ноцри, что в переводе значит Иисус Назорей. См.: Иерусалимский талмуд, Шаббат, 14, 4.

«Он явился им, как говорит Марк (16, 12), иным образом и в иных чертах. Он телом располагал уже не по законам природы, но сверхъестественно и духовно. От сего-то очи их и были удержаны так, что они не узнали Его. Для чего же Он явился в ином образе, и для чего очи их были удержаны? Для того, чтобы они открыли все свои недоумения, обнаружили свою рану и потом уже приняли лекарство; чтобы после долгого промежутка явиться им более приятным; чтобы научить их из Моисея и пророков и тогда уже быть узнанным; чтобы они лучше поверили, что тело Его уже не таково, чтобы могло быть усматриваемо всеми вообще, но что оно воскресло хотя то же самое, которое и пострадало, однако же, видимо бывает только для тех, кому Он благоволит; чтобы они приобрели отсюда и ту великую пользу, чтобы не колебаться уже недоумениями [относительно того, например], для чего Он снова не обращается среди народа, но размышляли в себе, что образ жизни Его по Воскресении далеко разнится от обыкновенного, не человеческий, но Божественнейший, так что служит образом и будущего Воскресения, в которое мы будем жить, как Ангелы и сыны Божии». - Благовестник или толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарскаго на Святое Евангелие. Часть третья. Евангелие от Луки. Казань, 1896. С. 412.

«Согласование евангельских повествований о Воскресении (Мф. 28; Мк. 16; Лк. 24; Ин. 20-21) сопряжено с исключительными трудностями», - пишет епископ Кассиан. И колоссальная сложность, в какой-то степени «невозможность» окончательного исторического согласования «евангельских повествований о Воскресении должна быть понимаема, как свидетельство о том, что тайна Воскресения превышает человеческое разумение и не может быть выражена человеческим словом. Иное бытие, явленное в Воскресении, будет и нашим уделом в жизни будущего века. Воскресение Христово есть начало нашего воскресения». - Епископ Кассиан (Безобразов). Христос и первое христианское поколение. С. 116, 119.

Иерофей (Влахос), митрополит Навпакта и святого Власия. Воскресение Христово. С. 40-41.

Митрополит Сурожский Антоний. Беседы о вере и Церкви. СП Интербук, М., 1991. С. 300.

Пасхальная проповедь протоиерея Игоря Гагарина, настоятеля Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское, Московской области.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Никакие слова не звучат в эти дни так часто, как это Пасхальное приветствие. Им мы заменили обычные наши «здравствуйте», «привет», «доброе утро» и т.д. Вместо всего этого мы говорим: «Христос Воскресе!». Встречаясь с кем-то и произнося «здравствуй», мы желаем этому человеку здоровья. Когда говорим «привет», желаем ему радости. Когда говорим «доброе утро», или «вечер», или «день», желаем, чтобы в это утро, или вечер, или день все сложилось благополучно и ничего недоброго не вошло в нашу жизнь.

Когда мы говорим «Христос Воскресе!», мы желаем человеку воскреснуть вместе с Ним и жить вечно.

Сказать другому человеку «здравствуй» – то же самое, что сказать «будь здоров и не болей». Сказать человеку «Христос Воскресе!» – то же самое, что сказать: «живи вечно и никогда не умирай!».

Вот только подлинно ли всегда мы по-настоящему понимаем это, по-настоящему чувствуем величие нашего Пасхального приветствия?

Если бы, произнося «Христос Воскресе» и слыша в ответ «Воистину Воскресе», мы спросили человека: «А ты воистину веришь, что это так?», то, наверное, ответы были бы разные. Говорить-то эти слова будут почти все, а вот степень веры, которую они в них будут вкладывать, может быть очень и очень разной. Кто-то и совсем не верит. И если спросить его, что же ты тогда говоришь их, он ответит: «Ну как же, обычай такой, очень красивый обычай». Кто-то другой скажет: «Ну, конечно, верю. Я же православный человек, крещеный. Но верю скорее умом, чем сердцем». Все правильно, все логично – раз ты назвал себя христианином, ты уже не можешь отвергать главные истины Церкви Христовой. А догмат Воскресения – важнейший. Но эта вера ничего не меняет в жизни человека. Он знает о Воскресении, но не чувствует его.

Так было и с апостолами. Еще до своих страданий Господь говорил им, что Он воскреснет. Они слышали это неоднократно, но не могли по-настоящему понять. Евангелие повествует, как не раз Господь предсказывал, что Сыну Человеческому предстоит быть преданному в руки грешников, и надругаются над Ним, и убьют Его, и в третий день воскреснет. Услышав это, ученики становились печальны. А ведь на самом деле, казалось бы, должны бы радоваться.

Конечно, горько слышать, что Он будет страдать и умрет. Но ведь воскреснет же! Скорбь страдания и смерти была им понятна, потому что с этим они неоднократно в своей жизни встречались, как и любой человек. А вот опыта воскресения в их жизни не было, и поэтому предсказание о нем не могло проникнуть до глубины души. Если бы их Господь спросил тогда: «Вы, что, не верите?», они бы с готовностью ответили: «Конечно, верим! Мы верим каждому Твоему слову».

Так почему же тогда они так печальны? Наверное, потому же, почему и мы, христиане, исповедуя веру в воскресение, продолжаем печалиться, тревожиться, обижаться часто по самому ничтожному поводу. Неужели не верим? Нет, верим, но как-то очень поверхностно. Подлинно глубокой наша вера будет лишь тогда, когда воскресение станет нашим личным опытом. По-настоящему человек может принять близко к сердцу только то, что сам пережил, сам прочувствовал.

Мне вспоминаются страницы прекрасной книги святого праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе». Вся эта книга состоит из коротеньких заметок, в которых отец Иоанна делится своими размышлениями, чувствами, наблюдениями по тем или иным вопросам христианской жизни. И вот некоторые из этих заметок он завершает словом «опыт». И читатель знает, что написанное здесь заслуживает особого интереса и доверия. Это больше, чем размышления. Это то, что было пережито самим святым и подтвердилось на его личном опыте. И вот, думается мне, как было бы здорово, если бы в эти Пасхальные дни, встречаясь с братьями и сестрами, мы могли бы говорить: «Христос Воскресе! Опыт!». И слышать в ответ: «Воистину Воскресе! Опыт!».

Но откуда нам с вами взять этот опыт? Я думаю, что сама Церковь указывает нам путь. На самом деле, живя, мы все уже имеем некий опыт смерти. С одной стороны, казалось бы, смерть есть нечто окончательное и невозможно говорить о какой-то степени смерти. Можно, например, сказать: «Я слегка заболел», или: «Я очень сильно заболел». Но кажется абсурдом сказать: «Я слегка умер», или: «Я очень сильно умер». Однако не так уж это и абсурдно.

Каждый раз, когда мы грешим, мы соприкасаемся со смертью в той или иной мере.

«Сделанный грех рождает смерть», – говорит апостол Иаков (Иак. 1. 15). Согрешив, мы ощущаем уныние, тоску, отвращение к самому себе, внутреннюю пустоту. Все это не что иное, как частичный опыт смерти. В крайних своих проявлениях эта тоска может привести и к полной смерти, как это случилось с Иудой, не выдержавшим той внутренней боли, которую испытывал после предательства, и самовольно оборвавшим свою жизнь.

А опыт воскресения? Каждый раз, когда мы каемся в грехе, когда преодолеваем какой-то соблазн, который чуть было не утащил нас на самое дно греха, мы с вами приобщаемся к в опыту воскресения. Грешит человек – и вкушает смерть; кается, побеждает грех – и вкушает воскресение. И эта радость, которую всегда чувствует человек, искренне покаявшийся, уже есть предвкушение воскресения и вечной жизни. Именно поэтому Церковь установила перед Пасхой Великий пост – время самоограничения и деятельного покаяния. Мы, конечно, всю жизнь каемся, но именно Великим постом наше покаяние должно иметь сугубый, наиболее интенсивный характер. И насколько наше покаяние было глубоким и искренним, настолько и ощущаем мы опыт воскресения прежде воскресения.

Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы наша Пасха была наполнена этим переживанием бессмертия! А тем, кто почему-либо не мог поститься, а значит, не вкусил этого опыта победы над грехом и смертью, хочу пожелать, чтобы они не отчаивались и знали, что никогда не поздно вступить в борьбу с грехом, никогда не поздно приступить к очищению. И в какой мере человеку это удастся, в той мере ощутит он, что воистину воскрес Христос, воистину воскреснет и каждый из нас, чтобы жить вечно. Аминь.

Протоиерей Игорь Гагарин

В честь наступившего праздника приветствуют друг словами «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!». И пусть на разных языках звучат эти слова неодинаково, они повсюду преисполнены единым смыслом, в них заключена сущность искренней веры в вечную жизнь. Нет такого человека, который не знал бы о традициях христосования на Пасху, но не каждый знает, откуда они берут начало, каково их истинное значение, насколько действительно важны и священны произносимые при этом слова.

Обычай и сам ритуал взаимных поздравлений в день светлого праздника Пасхи возникли ещё в библейские времена. Возглас «Христос воскресе!» прозвучал буквально в первые минуты после . Как повествует евангелист Матфей, ангел, явившийся жёнам-мироносицам, повелел не искать Иисуса во гробе, ибо «Он воскрес», но завещал нести эту весть апостолам. Ответ «Воистину воскресе!» прозвучал в тот же день Воскресения из уст учеников Его, которые радостно повторяли, что Господь истинно воскрес.

Взаимные поцелуи, которыми сопровождаются пасхальные приветствия, - это не что иное, как следование заповедям Спасителя, которые он оставил апостолам и всем нам: любить друг друга, как Господь возлюбил всех людей, приняв страдания Свои. В этом завете братской любви содержится ещё одна христианская истина. Святитель Иоанн Златоуст в своём писании призывает помнить «святые целования, дарованные друг другу при благоговейных объятиях» в день Пасхи.

Традиции, бережно пронесённые сквозь века и сохранённые в дни гонений на Церковь, сегодня чтят и соблюдают как священнослужители, так и миряне.

Особенности христосования в храмах

В храмах отличается большой торжественностью и пышностью, подчёркивающими значимость события. Но самой существенной частью утрени в этот день является , который силой и глубиной заключающихся в нём мыслей, богатством содержания открывает верующим смысл слова «воскреснуть». Чтением именно этого духовного произведения открывается ритуал христосования в церкви.

Во время каждой песни канона священники обходят весь храм, торжественно оглашая: «Христос Воскресе!». «Воистину воскресе!», - отвечают верующие. Эти слова, многократно произнесённые, символизируют частые явления Господа апостолам после Его Воскресения. Только после обмена поздравлениями со священнослужителем верующие христосуются между собой. Поздравления с Воскресением Христовым отнюдь не ограничиваются ритуалом, который соблюдается во время службы.

Испытанное во время пасхального богослужения радостное, светлое, одушевлённое живой верой чувство и приветствие «Христос Воскресе!» передаётся верующими дальше, как в своё время несли весть о Воскресении Христа ученики Его.

Приветствия по наступлению Пасхи

Традиции предписывают поздравлять в этот день словами «Христос воскресе!», «Воистину воскресе!»:

  • утром во время семейной пасхальной трапезы;
  • при вручении пасхальных подарков;
  • встречаясь со священнослужителем,
  • при встрече близких и знакомых людей.

Каноны указывают произносить эти слова вместо обычного «добрый день!» в течение всех пасхальных дней. Но чаще всего они звучат непосредственно в день Воскресения Христова. Сложившиеся обычаи объясняют, как правильно следует христосоваться в разных ситуациях.

В Воскресенье, вручая пасхальный атрибут (крашеное яйцо) близкому человеку, говорят: «Христос Воскресе!», а получая такой подарок, нужно отвечать: «Воистину Воскресе!». После чего следуют взаимные поцелуи. Число их должно быть троекратным, что означает прославление Святой Троицы и посвящение по одному поцелую каждой ипостаси Господа: Отцу, Сыну и Святому Духу.

С разговления освящёнными яйцами начинается и пасхальное застолье. Его открывает возглас «Христос Воскресе!» Первым произносит поздравление младший член семьи, старший ему отвечает.

При встрече двух людей возглас «Христос Воскресе!» должен также произносить младший, а ответить ему - старший. Поцелуи при этом могут быть символическими, лишь обозначенными, если отношения между поздравляющими не родственные или не очень близкие.

Если встречаются мирянин и духовное лицо, возглас «Христос Воскресе!» произносит первый и добавляет: «Благословите, отче», накладывая сверху левой правую ладонь для получения благословения. Священник, возлагая правую руку на ладони собеседника, отвечает: «Воистину воскресе! Бог благословит». И, конечно же, возглас «Христос воскресе!», взаимные братские поцелуи и объятия выражают восторженное, радостное настроение наступившего праздника и готовность к примирению, прощению всех обид в день свершившегося чуда, как это предписывают христианские и пасхальные традиции.

Слова пасхального приветствия, многократно повторяемые каждый год, не перестают поражать новизной и высшим откровением, заключающимся в них, укрепляют в сердце любовь и делают веру ещё глубже.

Ответ редакции

Последнее обновление - 25.01.2017 г.

Пасху — Светлое Христово Воскресение, главный праздник христиан, православные и католики в 2017 году отмечают 16 апреля.

Церковь празднует Пасху 40 дней — столько же, сколько Христос был с учениками после Своего Воскресения. Первую неделю после Воскресения Христова называют Светлой или Пасхальной седмицей.

Икона Воскресения Христова.

Христово Воскресение в Евангелиях

Евангелия говорят, что Иисус Христос умер на кресте в пятницу, около трёх часов пополудни и был погребён до наступления темноты. На третий день после погребения Христа ранним утром несколько женщин (Мария Магдалина, Иоанна, Саломия и Мария Иаковлева и другие с ними) несли благовония, купленные ими, чтобы помазать тело Иисуса. Идя к месту погребения, они горевали: «Кто отвалит нам камень от ?» — потому что, как объясняет евангелист, камень был велик. Но камень был уже отвален, и гробница пуста. Это увидела и пришедшая ко гробу первой Мария Магдалина, и позванные ею Пётр и Иоанн, и жёны-мироносицы, которым возвестил о Христовом Воскресении сидящий при гробе юноша в светоносных одеждах. Четыре Евангелия описывают это утро словами разных свидетелей, пришедших ко гробу одни за другими. Есть и рассказы о том, как воскресший Христос являлся ученикам и беседовал с ними.

Значение праздника

Для христиан этот праздник означает переход от смерти к вечной жизни со Христом — от земли к небу, что возглашают и пасхальные песнопения: «Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия».

Воскресение Иисуса Христа открыло славу Его Божества, скрытую до этого под покровом унижения: позорной и страшной смерти на кресте рядом с распятыми преступниками и разбойниками.

Своим Воскресением Иисус Хритос благословил и утвердил воскресение для всех людей.

История праздника Пасхи

Ветхозаветную Пасху (Песах) праздновали как воспоминание об исходе сынов Израилевых из Египта и избавлении от рабства. О том, что такое Песах,

В апостольское время Пасха соединяла в себе два воспоминания: о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа. Дни, предшествующие Воскресению, назывались Пасхой страданий. Дни после Воскресения — Пасхой Крестной или Пасхой Воскресения.

В первые века христианства разные общины праздновали Пасху в разное время. На Востоке, в Малой Азии, её отмечали в 14-й день месяца нисана (март - апрель), на какой бы день недели ни приходилось это число. Западная Церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

На Первом Вселенском Соборе в 325 году было решено праздновать Пасху повсеместно в одно и то же время по Александрийской пасхалии. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

Православная церковь определяет дату празднования Пасхи по Александрийской пасхалии: праздник должен быть обязательно в воскресение после иудейской пасхи, после полнолуния и после весеннего равноденствия.

Церковное празднование Пасхи

С древних времён пасхальное богослужение происходит ночью. Подобно избранному Богом народу — израильтянам, бодрствовавшим в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане не спят в священную предпраздничную ночь Светлого Воскресения Христова.

Незадолго до полуночи в Великую субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением снятого с креста тела Иисуса Христа) и относят её в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня (13 июня в 2014 году) — в память о сорока днях пребывания Христа на земле после Его Воскресения.

Священнослужители снимают субботние белые и надевают праздничные красные пасхальные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон — благовест — возвещает о приближении Воскресения Христова.

Ровно в полночь при закрытых Царских Вратах священнослужители в алтаре негромко поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». После этого отодвигается завеса (занавес за Царскими Вратами со стороны алтаря), и священнослужители снова поют ту же стихиру, но уже громко. Открываются Царские Врата, и стихира, ещё более высоким голосом, поётся духовенством в третий раз до середины, а хор храма поёт окончание. Священники выходят из алтаря и вместе с народом, подобно жёнам-мироносицам, пришедшим ко гробу Иисуса Христа, обходят вокруг храма крестным ходом с пением той же стихиры.

Крестный ход

Крестный ход означает шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми дверями, как бы у входа ко Гробу Господню. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот (жизнь) даровав!». Затем настоятель произносит стихи древнего пророческого псалма Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази (враги) Его…», а хор и народ в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мёртвых…». Затем священник, держа в руках крест и трёхсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят все светильники и лампады, и все вместе поют: «Христос воскресе из мёртвых!».

Заутреня

Далее служат Пасхальную заутреню: поют канон, составленный святым Иоанном Дамаскиным. Между песнями Пасхального канона священники с крестом и кадилом обходят храм и приветствуют прихожан словами: «Христос воскресе!», на что верующие отвечают: «Воистину воскресе!».

В конце Заутрени, после пасхального канона, священник читает «Слово святителя Иоанна Златоустого», вдохновенно повествующее о радости и значении этого дня. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.

Сразу после Заутрени служат Пасхальную литургию, где на разных языках читают начало Евангелия от Иоанна (если служат несколько священников). На Пасху все молящиеся, по возможности, причащаются Святых Христовых Таин.

После окончания праздничного богослужения православные христиане обыкновенно «разговляются» — угощаются освящёнными крашеными яйцами и куличами при храме или у себя дома. О традиции печь куличи на Пасху

Почему на Пасху красят яйца,

В Палестине гробницы устраивали в пещерах, а вход закрывали камнем, который отваливали, когда должны были положить покойного.