Рукоположения в сан иеромонаха поздравления. Стихи священнослужителю, батюшке с днем рождения

С днем рождения поздравляем
И от всей души желаем
Вам здоровья и добра.
Чтоб хватало сил всегда
Службы долго проводить,
Взрослых и детей крестить,
Слово доброе сказать,
Человека поддержать.
Вера пусть вас укрепляет -
Душу, тело ободряет.

Пускай пошлет Господь с небес
Вам в этот светлый день рождения
Добро и сто благих чудес,
Покорность, счастье и смирение!

Пускай вас Бог хранит всегда
И охраняет от всех бед!
Пускай душа будет чиста
И излучает ясный свет!

Вы искренне служите Господу Богу,
Заблудшим укажете к свету дорогу.
Несете в наш мир теплоту и добро,
И в души людей не пускаете зло.

Примите, пожалуйста, в свой день рождения
От нас пожелания любви и везения,
Пускай ваше дело живет, процветает,
И силы душевные не иссякают!

Слово Божье вы несете,
Дарите вы свет всем нам.
В день рождения желаем
Сил, здоровья только вам.

Пусть поможет вера ваша
Выстоять в большой борьбе,
Проведите свою паству
К свету в непроглядной тьме.

Пусть крепчают силы ваши,
Пусть Господь поможет
Чуткость и любовь дарить,
Где другой не сможет.

Служение Богу - особый удел:
Не каждому это под силу -
Душой бескорыстной Господь чтоб владел,
А сердце открытым чтоб было.

Тебе мы, безгрешный святой человек,
В твой праздник сейчас, в день рожденья,
Желаем добра и удачи навек,
Бесовских не знать наваждений.

Пусть вера твоя будет вечно крепка,
Ничто чтоб ее не сломило,
А жизнь на земле была чтобы легка,
Все шли искушения мимо.

Пусть ангелы смотрят с любовью с небес,
Пусть беды к тебе не пропустят.
Чтоб в жизни иной, как Христос, ты воскрес
И в райский чертог был допущен!

Я разных благ желаю вам:
Желаю добрых прихожан,
К любому свой найти подход.
Пусть Слово Божие ведет,
И пусть по вашему пути
Вам будет радостно идти!

На этом жизни рубеже
Вам счастья, батюшка, желаем,
Всегда с гармонией в душе
Идти вперёд, не унывая.

И людям доброе нести,
В сердцах чтоб вера укреплялась,
Никто не сбился чтоб с пути,
И в каждом жили мир и радость.

И всё даримое тепло
Пусть многократно к вам вернётся,
Печали бьются, как стекло,
И всё, что в планах, удаётся!

Как человек, стоящий к Богу ближе всех,
Вы сами знаете, что нужно вам для счастья.
В День вашего рождения не грех
К вам проявить заботу и участие.

Желаем, чтобы быт и суета
Не омрачали вашу службу Богу.
Пусть ваша жизнь для многих и проста,
Но вы идете верною дорогой.

Наш души священный страж,
Бога Вы посланник светлый!
Вашего рождения час
Должен быть сейчас воспетым.

Как в молебнах у икон
Вы за нас все ночи бдите,
Так земной Вам шлю поклон,
Батюшка, благословите.

С пожеланием добра
К Вам спешу в сей день прекрасный.
Пусть от ночи до утра
Труд Ваш будет не напрасным.

Просветление в сердца
Ежедневно Вы вселяйте,
Благосклонностью Творца
Жизни паствы наполняйте.

И в сакральный для Вас час
Вы мольбу произнесите
За спасение всех нас.
Счастья Вам, Святой учитель!

Я вам желаю в день рождения
Чтобы Господь вам подарил
С небес свое благословение,
И для смирения много сил!

Пусть ваши сбудутся молитвы,
Пусть душу вера вечно греет,
И пусть в борьбе со злом все битвы
Выиграть добро сумеет!

24 мая исполнилось двадцать лет иерейской хиротонии настоятеля Свято-Владимирского храма протоиерея Георгия Гончаренко. В этот день после Литургии паства поздравила своего настоятеля с юбилеем. Первые поздравительные слова прозвучали от преподавателей детской воскресной школы. Далее слово приняли прихожане, окормляемые в храме. По традиции хором и прихожанами было пропето торжественное «Многая лета».

От имени прихожан Свято-Владимирского храма г.Донецка, редакция интернет-сайта «Свято-Владимирский храм» поздравляет отца Георгия со славным юбилеем:

Дорогой наш пастырь!

Примите сердечные поздравления с юбилеем Вашей хиротонии!

По призванию Божию Вы уже двадцать лет ведете стадо Христово ко спасению. Ваше рукоположение во священника свершилось в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла как знак Вашей причастности к духовному просвещению.

Когда перед Вами простирались лучезарные перспективы светской жизни, Вы без сожаления оставили ее и посвятили себя служению Богу и людям. Господь коснулся Вашего сердца, и оно уже не мыслило себе другой участи. В то время Вами двигало горячее желание стать ближе к Церкви, стать частью мира духовного, который полностью отличается от мира земного своей чистотой и аскетизмом.

20 мая 1992 г. Вы были рукоположены в диаконы, а 24 мая уже в иереи. В это время все для Вас было внове. Но как веточка привились Вы на лозу Христову. И верной помощницей и надежной опорой стала Ваша супруга матушка Наталия. Прекраснейшие годы своей жизни Вы посвятили Богу, как благоуханное приношение Всевышнему.

Вам приходилось служить и в селе, и в городе. До сих пор живет благодарность в сердцах Ваших духовных чад в Свято-Покровском храме с.Старомихайловка Марьинского района, где началось Ваше пастырское служение. До сих пор приезжают к Вам за духовным советом Ваши подопечные из Свято-Иоанно-Богословского храма с.Васильевка Амвросиевского района, где Вам также довелось служить.

Служа в Свято-Покровском храме с.Старомихайловка, Вы вполне сформировались как духовный руководитель, способный самостоятельно вести свой приход. И уже как ожидаемый результат, в 2002 г. Вы были назначены настоятелем Свято-Владимирского храма. Вы приняли его в свои надежные сильные руки как птенца, расправили ему крылья, и теперь он стал прибежищем для многих прихожан. Можно уверенно сказать, что здесь у Вас сложилась крепкая духовная семья, которую Вы окормляете и поныне.

От юности своей Вы сохранили открытое и любящее сердце. А с годами приобрели разносторонний духовный опыт, знания, твердость, терпение и смирение. Ваши проповеди такие емкие по содержанию и доступные по форме, стали для всех прихожан учебником христианской мудрости и святости.

Глубоко трогает Ваше внимание к каждому человеку, для Вас нет мелочей в духовной жизни. Все прихожане стремятся к Вам на исповедь, чтобы доверить самое сокровенное, вычистить все закоулки внутреннего мира. Благодаря Господу и при Вашем участии их души раскрываются как бутоны цветов навстречу солнцу. Ваше милостивое, теплое отношение ко всем приходящим – это проявление Божественной любви, которая проливается на всех.

Наш храм благоукрашается, появляются новые иконы, церковная утварь, мебель, то есть все необходимое, что организует службу и радует глаз молящихся. Причем, Вы, батюшка, стремитесь к высшему уровню качества, и стараетесь, чтобы каждая новая деталь соответствовала самому изысканному вкусу и вплеталась в общее благолепное единство.

Сколько интересных паломнических поездок совершилось по Вашему благословению, сколько праздников устраивалось. Под Вашим духовным руководством работают две воскресные школы, выпускаются приходские газеты, создан и успешно действует сайт.

Но главное, все ощущают силу Ваших молитв, которые помогают достойно пережить невзгоды и разные испытания. Богослужение, которое Вы совершаете, никого не оставляет равнодушным. Поэтому каждое воскресение, каждый праздник храм заполнен до предела.

Украинская Православная Церковь вполне заслуженно Вас награждала церковными наградами – ордена Агапита Печерского, Митра, орден Петра Могилы и другие.

Как результат Вашей многолетней успешной деятельности в области духовного руководства молодежными учебными учреждениями в 2011 г. Вы были назначены руководителем сектора религиозного образования Епархиального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Донецкой епархии УПЦ.

Другим очень важным направлением Вашей деятельности является духовное воспитание и формирование молодых пастырей для Православной Церкви. Ваши воспитанники в настоящее время окормляют сельские и городские приходы епархии. Среди них - протоиерей Вячеслав Домарев, протоиерей Михаил Пехтерев, иерей Владимир Бородулин, иерей Андрей Лиманец и иерей Анатолий Раденко. Среди молодых священнослужителей, которые приобретали пастырский опыт под Вашим духовным руководством можно назвать протоиерея Александра Мигилева, иерея Сергия Володина, протоиерея Сергия Устименко и служащего ныне с Вами иерея Андрея Волочаева.

В дальнейшем пастырском служении желаем Вам, дорогой наш пастырь, чтобы Вы были в единении с Богом, под Покровом Божией Матери, чтобы Ваш Небесный покровитель святой великомученик Георгий Победоносец оберегал Вас на всех путях Господних. Желаем Вам крепости телесной и душевной, терпения, духовной радости. Пусть исполнятся все Ваши мечты, успешными будут начинания, пусть Господь дарует Вам многая и благая лета!

Ваше Преосвященство,
дорогой Владыко Корнилий!

От имени духовенства, монашествующих и мирян Волгодонской епархии примите наши сердечные поздравления с днём Вашей Архиерейской хиротонии.
Сегодня мы собрались здесь, чтобы возблагодарить Господа и Спасителя Нашего Иисуса Христа за великую Его милость и промышление о нас в Вашем лице, наш дорогой Владыко!
Вы вкладываете в Ваше высокое Архипастырское служение все телесные и душевные силы, всю мудрость и опытность, полученные Вами от Божественного Пастыреначальника. Жертвенно, с искренней верой Вы несёте свет Евангельской истины в самые отдалённые места Епархии. За годы Вашего святительского служения неуклонно растёт число верующих, которые наполняют храмы, особенно во время совершаемых Вами богослужений.
За минувшие годы Вы отдали немало сил становлению церковной жизни во всём её многообразии, словом и, прежде всего, личным примером убедительно свидетельствуя о живой и деятельной вере. Мы, Ваши духовные чада, всем обязанные Вам, с радостью приносим свою глубокую, искреннюю и сердечную благодарность за неусыпную заботу, труд, и отеческую любовь, выразившуюся в стремлении направить нас к настоящему пастырскому служению и благочестию, к которому мы призваны.
И поверьте, дорогой Владыко, что труд Ваш не будет напрасным и забытым, не будет искрой, брошенной в воду. То воодушевление, то рвение, которое Вы пробуждаете в нас своими огненными проповедями и личными беседами, всегда служат для нас духовным подкреплением.

Молим Господа, чтобы Он надолго сохранил Вас, дорогой наш Владыко и милостивый отец, цело, здраво, невредимо, долгоденствующе на пользу Святой Матери Нашей Православной Церкви и нашего Отечества.

С искренней сыновней любовью о Господе,

смиренные послушники,
духовенство, монашествующие
и миряне Волгодонской епархии

Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему Варсонофию,
Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому,
Управляющему делами Московской Патриархии

Ваше Высокопреосвященство,
дорогой наш архипастырь и отец!
Позвольте от лица духовенства Санкт-Петербургской епархии сердечно поздравить Вас со знаменательной датой в Вашей жизни - 25-летием архиерейской хиротонии.
Вы были возведены в епископское достоинство в год нового обретения мощей преподобного Серафима Саровского, когда в России начиналось возрождение церковной жизни, и на протяжении четверти века стоите в авангарде этого духовного возрождения, являясь одним из ревностных тружеников Русской Православной Церкви.
Вы от юности возлюбили Христа и проявили свою любовь в горячей молитве, усердном служении Святой Церкви, в самоотверженной заботе о народе Божием.
Явившись достойным сосудом, вместившим благодать архиерейства, и щедрые духовные дары, Вы, как добрый и верный раб из евангельской притчи, многократно преумножили данный Господом талант, своими подвижническими трудами, принесли, и продолжаете приносить изобильные плоды на Ниве Христовой.
За Вашу верность в каждом, самом малом, послушании Господь доверил Вам большие и ответственные церковные посты, которые Вы успешно совмещаете, удивляя всех своей энергией, работоспособностью, мудростью и многими достижениями, которые вписаны в историю Русской Православной Церкви и составляют ее славу.
Соблазны века сего не прельстили Вас. Вы отвергли мирские сокровища и нашли самое большое богатство - Бога - в Котором обрели полноту всех благ, необходимых человеку. Вы избрали в жизни благую участь Марии - смирение у ног Христа, слушание Слова Божия и исполнение Его Воли.
Мы всегда видим на Вашем лице радость и оптимизм, Вы с верой и надеждой смотрите в будущее. Это свидетельствует о том, что в Вашем сердце пребывает мир Божий, которым Вы щедро делитесь с окружающими. Ваше архипастырское слово убедительно и животворно, потому что Вы являетесь носителем Слова Божия. Вы неутомимы в созидательной деятельности и совершении добра, потому что Вас укрепляет сила Божия.
Ваше Высокопреосвященство, еще раз от всей души поздравляем Вас с 25-летием архиерейского служения. Примите нашу сыновнюю преданность и глубокую признательность за Вашу искреннюю любовь и заботу. Мы, Ваши смиренные послушники, благодарим Господа за возможность служить под Вашим святительским омофором и усердно молимся о Вашем здравии и благоденствии.
Многая и благая Вам лета!

От духовенства Санкт-Петербургской епархии
Секретарь Санкт-Петербургской епархии
протоиерей Сергий Куксевич

Как поздравить епископа, священника или диакона? Несколько слов о Церковном этикете

Поздравления православных людей друг друга с христианскими праздниками, в том числе и поздравления письменные, – это давняя традиция. Но годы безбожия, столько лет царившие в нашей стране, прервали немало традиций, стерли из памяти людей то, что раньше каждый человек знал с детства, что было естественным и само собой разумеющимся. Утеряны и теперь с трудом восстанавливаются правила поведения, которые в продолжение веков складывались в церковной среде. Незнание, казалось бы, самых простых вещей – как правильно обратиться к священнику, как поздороваться и как попрощаться, как должны верующие люди – братья и сестры во Христе – приветствовать друг друга – все это становится порой для новоначальных серьезной проблемой.

Каждый из нас, сегодня пришедших к вере, знает на своем опыте, как сковывает, мешает и зачастую даже лишает духовной радости незнание правил церковного этикета . Вот только один пример из горького опыта новоначальных. Многие, начав ходить в храм, лишали себя священнического благословения только потому, что не знали, как это правильно сделать, что сказать, в какое время лучше подойти к батюшке, как себя вести после благословения.

Как правильно поздравить с тем или иным христианским праздником? Как правильно оформить письмо или письменное поздравление, особенно если оно адресовано духовному лицу?

В море православной литературы, издающейся сейчас, практически нет ничего на эту тему.

Обращение к духовенству

В православии существует три степени священства: диакон, священник, епископ. Диакон – помощник священника. Он не имеет той благодатной силы, которая дается в Таинстве рукоположения во священника, но за советом и молитвой к нему можно обращаться.

К диакону нужно обращаться со словами «Отец диакон». Например, «Отец диакон, вы не подскажете, где найти отца настоятеля?» Можно называть по имени, но обязательно в сочетании со словом «отец». К примеру: «Отец Александр, будет ли завтра вечером исповедь?» Если говорят о диаконе в третьем лице, употребляют следующие формы: «Отец диакон говорил сегодня…» Или: «Отец Александр сейчас в трапезной».

Формы обращения к священнику

Существует несколько форм обращения. В русской православной среде есть давний обычай ласково называть священника батюшкой. Часто к нему так и обращаются: «Батюшка, можно с Вами поговорить?» или, если о нем, то говорят: «Батюшка сейчас совершает требы», «Батюшка вернулся из поездки».

Кроме этой, разговорной, формы, есть другая – более строгая и официальная, к примеру: «Отец Михаил, разрешите обратиться к Вам с просьбой?» В третьем лице, ссылаясь на священника, обычно говорят: «Отец настоятель благословил…», «Отец Богдан посоветовал…» Не совсем хорошо сочетать чин и имя священника, например: «Иерей Петр», «протоиерей Василий». Хоть и допустимо, редко употребляется сочетание «отец» и фамилия священника, например: «отец Соловьев».

В какой форме – на «ты» или на «вы» – нужно обращаться в церковной среде, решается однозначно: на «вы». Даже если отношения уже близкие, при посторонних проявление в церкви этой излишней фамильярности выглядит неэтично.

Как здороваться со священником?

По церковной этике священнику не принято говорить «Здравствуйте» или «Добрый день». Священнику говорят: «Батюшка, благословите» или «Отец Михаил, благословите!» и испрашивают благословение.

Во время периода от Пасхи до отдания праздника, то есть в течение сорока дней, приветствуют словами «Христос Воскресе!», священник благословляет, отвечая: «Воистину Воскресе!» Если вы случайно встретили священника на улице, в транспорте или каком-то общественном месте, если он даже не в священническом облачении, все равно можно подойти и взять у него благословение.

Правила общения мирян

Миряне, общаясь друг с другом, тоже должны придерживаться правил и норм поведения, принятых в церковной среде. Поскольку мы едины во Христе, верующие называют друг друга «Брат» или «Сестра». В церковной среде даже пожилых людей не принято называть по отчеству, зовут только по имени. Имя православного христианина связано с нашим небесным покровителем, и поэтому оно должно употребляться в семье по возможности в полной форме и во всяком случае без искажений, например, Сергей, Сережа, а не Серьга, Серый, Николай, Коля, но ни в коем случае не Кольча, Колян и так далее. Ласкательные формы имени вполне допустимы, но в разумных пределах. Православные люди любят ездить в паломнические поездки по монастырям.

Обращение в монастырях

Обращение в монастырях следующее. В мужском монастыре к наместнику, который может быть архимандритом, игуменом или иеромонахом, можно обращаться с указанием его должности, например: «Отец наместник, благословите» или с употреблением имени: «Отец Никон, благословите». Более официальное обращение – «Ваше Высокопреподобие» – это если наместник архимандрит или игумен, и «Ваше преподобие» – если иеромонах. В третьем лице говорят «отец наместник», или по имени «отец Иннокентий».

К благочинному, первому помощнику и заместителю наместника, обращаются с указанием должности: «отец благочинный» или с добавлением имени «отец Иоанн».

Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка» и спросить благословение. Если же они без священнического сана, но имеют постриг, говорят «отец эконом», «отец казначей». К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику – «брат».

В женском монастыре к игумении обращаются таким образом: «мать игумения» или с употреблением имени «мать Варвара», «матушка Мария» или просто «матушка».

В обращении к монахиням говорят: «мать Иоанна», «мать Елизавета».

Обращение к архиерею

К архиерею обращаются: «Владыко»: «Владыко» – это звательный падеж церковнославянского языка: «Владыко, благословите», «Владыко, позвольте…» В именительном же падеже – Владыка. Например, «Владыка Филарет благословил вам…» В официальной речи, в том числе письменной, употребляются иные формы. К епископу обращаются: «Ваше Преосвященство» или «Преосвященнейший Владыко». Если в третьем лице: «Его Преосвященство».

Обращение к архиепископу, митрополиту, Патриарху

К архиепископу и митрополиту обращаются: «Ваше Высокопреосвященство» или «Высокопреосвяшеннейший Владыко», в третьем лице: «По благословению Его Высокопреосвященства сообщаем вам…» К Патриарху обращаются так: «Ваше Святейшество», «Святейший Владыко». В третьем лице: «Его Святейшество».

Письмо можно начать словами: «Владыко, благословите». Или: «Ваше Преосвященство (Высокопреосвященство), благословите.» В правом углу листа ставится дата и указание святого, память которого Церковь чтит в этот лень или другой церковный праздник, выпавший на этот день. К примеру:

27 августа
Предпразднство Успения
Пресвятой Богородицы

Или:

Приведем в качестве примера отрывки из письма Святителя Афанасия (Сахарова) к архиепископу Онисиму (Фестинову):

17 июля 1957 года
пос. Петушки Владимирской обл.
Св. благоверного великого
князя Андрея Боголюбского

ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО,
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО
И МИЛОСТИВЫЙ АРХИПАСТЫРЬ!

Приветствую Вас с праздником создателя соборного храма и первого собирателя Русской земли. Приветствую и с завтрашним праздником преподобного Сергия, Вашего небесного покровителя.

Нередко слышу о Ваших недомоганиях. От всего сердца желаю, чтобы Господь за молитвы чудотворцев Владимирских и преподобного Сергия уврачевал Ваши недуги и чтобы ничто не мешало Вам участвовать в торжествах нашего соборного храма…

К Патриарху обращаются: «Ваше Святейшество, Святейший Владыко». Приведем часть письма, написанного Святейшему Патриарху Алексию (Симанскому) Святителем Афанасием (Сахаровым).

Его Святейшеству,
Святейшему Патриарху
Московскому и всея Руси
Алексию

ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО,
СВЯТЕЙШИЙ ВЛАДЫКО ПАТРИАРХ,
МИЛОСТИВЫЙ АРХИПАСТЫРЬ И ОТЕЦ!

Сыновне приветствую Вас с восьмидесятилетием. Молю Бога, да даст Вам достигнуть старости еще более маститой, и если не достигнуть лет патриарха Иакова, то хотя бы сравняться с годами жизни с его любимым сыном Иосифом.

Молю Бога, да укрепит Ваши силы, духовные и телесные, и да поможет Вам многие, многие годы, до конца дней

Ваших мудро окормлять корабль Церковный, право править слово истины и совершать подвиг молитвенника за Церковь Православную и за Русскую землю.

Поздравления с праздниками

Письма и письменные поздравления – древнейшая форма общения православных. Эта традиция идет еще с апостольских времен. Велико и бесценно эпистолярное наследие церковных писателей. Существуют блистательные образцы переписки простых верующих.

«У нас, православных, каждый день праздник», – говорят иногда как бы в шутку верующие. И действительно. Церковный календарь – это сплошной праздник. Письменные поздравления верующих с Пасхой, Рождеством Христовым, престольным праздником или днем Ангела – важное и радостное для каждого христианина событие. Надо знать, что здесь существуют определенные правила, или, точнее, установившиеся формы написания письменных поздравлений к тому или иному празднику. С чего начать такое послание? Если это поздравление какого-либо духовного лица, то надо знать, как правильно к нему обратиться (о чем говорилось выше).

Как поздравить с Пасхой

В ряду Господних праздников праздник Пасхи занимает центральное место, а в ряду всех праздников христианских он «столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». Все Богослужение и церковные обряды этого праздника особенно торжественны и проникнуты одним чувством радости о Воскресшем.

При конце утрени, после пения «друг друга обымем, рцем братие! И ненавидящим нас простим все воскресением » – все верующие начинают приветствовать друг друга словами «Христос Воскресе » и христосоваться, целуя друг друга в щеку трижды.

Радостное пасхальное приветствие напоминает нам то состояние апостолов, в котором они, когда внезапно пронеслась весть о Воскресении Христовом, с изумлением и восторгом говорили друг другу: «Христос Воскресе!» и отвечали: «Воистину Воскресе!» Взаимное лобызание – это выражение любви и примирения друг с другом, в память всеобщего прощения и примирения нашего с Богом смертью и Воскресением Иисуса Христа.

Весь период от Пасхи до отдания праздника, то есть сорок дней, первыми словами приветствия у христиан являются слова «Христос Воскресе!», а в ответ говорят: «Воистину Воскресе!» Письменное поздравление с Пасхой тоже начинается словами «Христос Воскресе!». Можно выделить эти слова красным цветом. Если вы поздравляете не духовное лицо, а мирянина, лучше всего обратиться так: «Дорогой брат (или сестра) во Христе!» или просто по имени:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Сердечно приветствую Вас, Верочка, родная моя, с Светлым Праздником Воскресения Христова.

Молю Бога, чтобы свет Воскресения всегда озарял Ваш путь. Чтобы Солнце правды – Христос всегда согревал Вас…

К священнику, которого вы близко знаете, можно обратиться «Дорогой батюшка!» или «Дорогой батюшка, отец Иосиф…» Поздравления должны быть искренними и дышать любовью. Высоким образцом могут служить прекрасные, полные духовной радости поздравления отца Иоанна (Крестьянкина) .

ДОРОГОЙ ВО ХРИСТЕ БАТЮШКА!

Что это за чудесные слова! Как от них изменяется все вокруг нас и в нас самих. В этих словах и победная весть, и призыв к радости, и приветствие любви, и пожелание мира.

Произнося сии радостные слова, простираю свои руки к Вам, чтобы братски обнять Вас вместе с пасхальным троекратным целованием и пожелать Вам светлой радости, крепкого здоровья и сильного духа на служение вечному Архиерею Христу и святой Церкви Его.

Радуюсь вместе с Вами, родными Вашими и близкими о Воскресшем Христе.

Воистину Воскресе Христос!

Пасха Христова
1982 год

Ваш недостойный собрат и убогий богомолец.

Поздравительному посланию с Пасхой могут предшествовать слова из ирмосов, тропарей или песен пасхального канона. Приведем для примера выдержки из некоторых праздничных посланий отца Иоанна:

Светися, светися, новый Иерусалиме…
ДОРОГИЕ МОИ!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! РАДУЙТЕСЯ! Услышим же сердцем первые слова Воскресшего Спасителя к женам-мироносицам: «Радуйтеся!

Или:

Воскресение Твое, Христе Спасе,

Ангели поют на небесех…

…Отроцы благословите, священницы воспойте, людие превозносите Воскресшего Христа во веки…

И вновь пасхальный благовест наполнил мир.

Или:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Смерти празднуем умерщвление…

Иного жития вечного начало…

Из поздравлений о. Иоанна (Крестьянкина)

Заканчивается поздравление с Пасхой всегда словами «Воистину Воскресе!», тоже выделенными красным. Торжественны, значительны и задушевны заключительные слова писем отца Иоанна:
Да охранит Воскресший Господь в жизнь вечную каждого делателя на ниве Своей, да умножит их силы и дерзновение в служении и соделает труд их многоплодным.

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

Пасха Христова
1992 год

С братским пасхальным целованием. Ваш собрат и богомолец…

Дорогие мои, веруем же во Свет и сынам Света будем и совостанем со Христом!

Воистину! Воистину!

Воистину Воскресе Христос!

Благодать Воскресшего Господа укрепит вас на пути спасения.

С любовью о Христе Ваш [подпись отца Иоанна (Крестьянкина)]

Поздравления и поздравительные послания с Рождеством Христовым

Праздник Рождества Христова по величию воспоминаемого события празднуется торжественнее всех праздников, за исключением Пасхи. Святой Иоанн Златоуст называет праздник Рождества Христова «честнейшим и важнейшим всех праздников», «материю всех праздников». Радость этого события так велика, что Церковь издревле постановила весь день праздника сопровождать церковным звоном.

Торжественное прославление Рождества Христова после Богослужения в храмах переносится в жилища верующих.

Во многих семьях к празднику Рождества устанавливают елки. Этот обычай основывается как на словах пророка Исаии о Спасителе: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис.11:1), так и на словах церковного песнопения в честь события Рождества Христова: «Христе – отрасль от корня Иессеева и цвет от него произрос Ты от Девы».

Украшение срубленных веток елок свечами, огнями и сладостями показывает, что наша природа – бесплодная и безжизненная ветвь, только во Иисусе Христе – источнике жизни, света и радости – может принести духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (см. Гал.5:22–23).

В поздравлениях с Рождеством, в отличие от поздравлений с Пасхой, нет обязательной, освященной веками формулы, с которой бы оно начиналось. Это могут быть слова ирмоса из первой рождественской песни «Христос раждается, славите!»:

ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ, СЛАВИТЕ!

Дорогая сестра во Христе Р.! Мои тебе поздравления с ныне рождающимся Христом и молитвенные пожелания возрастать всю жизнь во Христе в меру возраста Его. Как очистить сердце, чтобы приблизиться к великой благочестия тайне: «Бог явился во плоти?» Желаю тебе помощи Богомладенца Христа в богоугодных делах твоих.

Твой богомолец К.

Приведем одно из поздравлений с Рождеством Христовым святителя Афанасия (Сахарова):

СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ И НА ЗЕМЛИ МИР.

Милость Божия буди с Вами, родная моя Ольга Александровна!

Сердечно приветствую Вас с великим праздником и молитвенно благожелаю. Мир Божий да преисполнит сердца наши, да воцарится он не только в человецех благоволения, в людях доброй воли, но и во всем мире.

Призываю на Вас Божие благословение.

Спасайтесь о Господе.

* * *

Всечестнейшая Матушка игумения со всеми о Христе сестрами!

С великим праздником Рождества Христова поздравляю Вас, матушка, и всех сестер вверенной Вами святой обители.

К сожалению, в наше время поздравления зачастую отправляются и приходят не вовремя. Это дурная и неблагочестивая привычка. Несмотря на то, что Пасхе или Рождеству Христову предшествует многодневный тяжелый пост, а последние дни перед праздниками наполнены хлопотами и заботами – все же это не оправдание. Надо положить себе за правило: поздравлять со святыми праздниками вовремя.

Нужно ли праздновать новый год?

Нужно ли праздновать Новый год ? Многие православные люди, особенно из новоначальных, с жаром отвергают этот праздник, тем более что он приходится на Рождественский пост. Они считают, что у православных – другое время и что истинный Новый год может наступить по «старому стилю » только 14 января. На самом деле гражданское новолетие, или Новый год, Церковью не отвергается. Накануне гражданского Нового года совершается благодарственный молебен. Когда-то Новый год в России праздновался 1 сентября и совпадал с церковным новолетием. До сих пор именно в этот день начинается богослужебный круг. Лишь при Петре I гражданский Новый год перенесли на 1 января, как в Европе.

Отвечая на вопрос, нужно ли праздновать Новый год, отец Александр (Шергунов) говорит: «Вообще, это число совершенно условное и, в конце концов, можно было бы выбрать наугад любой день, начиная отсчет нового года именно с него.

Участие в праздновании Нового года – это наше естественное человеческое общение, и мы должны в этом участвовать, как все. Это так же нормально, как если мы называем город именно тем именем, которым он сейчас называется, а не так, как нам хочется.

Новый год для всех людей – особенно теплый праздник. Это – как повеяло весною, это – как весна среди зимы. Все чувствуют торжественность, и зло как бы уходит. Как бы человеку ни было плохо, у него, непонятно откуда, берется надежда, что может произойти чудо, что добро победит. В предновогодние дни человек как будто немного порхает – уже как будто не идет, а летит. Но что означает эта поэзия, откуда эта обновленность, будто каждый из нас не стареет на год, а молодеет на год – больше чем на год? Еще на год сократилась наша жизнь, и, может быть, наступающий новый год будет для кого-то из нас последним годом жизни. Еще на год сократилась наша жизнь, и еще на год приблизились мы к вечности. Вот где разгадка этого праздника. Может быть, юность еще ждет ослепительной новизны земных даров, но зрелость знает, что все повторится. Что было, то и будет, что делалось, то и будет делаться, и «нет ничего нового под солнцем». На земле – утомительная повторность, но с каждым годом мы приближаемся к той вечно новой, бесконечной новизне, которая от Бога, от вечности. Поэтому даже на войне под бомбежками, в смертельной опасности люди не могут не встречать Новый год. «Я хочу дожить хотя бы до Нового года», – говорит безнадежно больной. Не еще один год прожить на земле, а чтобы ощутить эту предновогоднюю легкость и радость. Бессмертная душа каждого человека по природе – христианка и неосознанно чувствует тайну, но только христиане понимают, что это значит. Новый год – это праздник всех людей. Он – как бы Рождество Христово для незнающих Бога. А нам, христианам, дано видеть, как Вечность вступает во время, приоткрывается значимость нашего пребывания на земле и ценность человеческой жизни во Христе Боге.

Столько горя и зла на нашей земле, и мы знаем, что в новом году нам не удастся избежать новых бед. Так хотелось бы хотя бы на время праздника об этом забыть, но это – мир, в котором мы стоим на пороге нового года. Но что бы ни было – в Новый год всем предлагаются дары, каждому дается новая возможность. В Новом годе присутствует какой-то блеск, каждый человек, как сказал один ребенок, чувствует себя немножко елочной игрушкой, он как бы озарен невидимым солнцем. С Новым годом, с новым счастьем!» В Рождественский пост выпадает немало церковных праздников, когда по уставу разрешается рыба и вино. И в Новый год для православного человека нет ничего предосудительного сесть за праздничный стол со своими близкими и выпить с ними бокал вина.

Поздравления с престольными праздниками

Праздничная трапеза

В престольный праздник поздравляют весь приход: настоятеля, матушку, и всех служителей храма, прихожан. В теплой обстановке давно знающих друг друга людей поздравить настоятеля и прихожан можно простым слогом, начав так: «Дорогого батюшку!» (или дорогого отца настоятеля) и всех прихожан поздравляем с престольным праздником – Покровом Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии».

Если же обстановка более официальная, то и слог должен быть строгий, официальный. К диакону, иерею, иеромонаху следует обратиться: «Ваше преподобие», к протоиерею, игумену, архимандриту: «Ваше Высокопреподобие».

За столом в приходской трапезной во главе стола (то есть в торце, если один ряд столов) или за столом, поставленным перпендикулярно, сидит настоятель либо старший из священников. По правую сторону от него – следующий по старшинству священник. По левую – священник по чину. Рядом со священством сидит председатель приходского совета, члены совета, церковнослужители (псаломщик, чтец, алтарник), певчие. Почетных гостей настоятель обычно благословляет трапезничать ближе к голове стола.

Если вы пришли в тот момент, когда большинство собравшихся за столом, то вы садитесь на свободное место, не заставляя всех сдвигаться, или туда, куда укажет настоятель. Если трапеза уже началась, то, попросив прошения, желают всем: «Ангела за трапезой» – и садятся на свободное место.

На праздничной трапезе соблюдают меру во всем: питье, еде, разговорах, шутках, продолжительности застолья.

Поздравления с днем Ангела. Праздничный стол, подарки

Именинами называется день памяти святого, в честь которого назван христианин. Другие названия этого дня – день тезоименитства, день Ангела.

День Ангела – особый день. Мы празднуем здесь, на земле, память своего святого, чтобы, как пишет святой праведный Иоанн Кронштадский , и наши святые «вспомнили и ходатайствовали за нас перед Богом… Дни рождения и именин должны быть преимущественно пред всеми другими днями буднями, обращать сердца и очи к небу, с благодарными чувствами к Творцу, Промыслителю и Спасителю, с мыслию, что там наше Отечество и Отец, что земля не отечество, а место пришельствия и странствия, что прилепляться к тленным вещам безрассудно, грешно… богопротивно, что к Богу надо прилепляться всем сердцем».

Православные люди посещают в дни своих именин храм, причащаются Святых Христовых Таин.

Дома с близкими людьми и гостями совершается трапеза. Смущение вызывает незнание либо гостем, либо хозяином обычной для верующих формы приветствия. Входящий в дом произносит: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас». На что хозяин отвечает: «Аминь». Или гость говорит: «Мир вашему дому», а хозяин отвечает: «С миром принимаем».

Приглашая гостей на такой праздник, желательно серьезно продумать состав гостей. Люди верующие и далекие от веры могут на таком празднике не найти общего языка. Человеку неверующему будут скучны и непонятны разговоры на духовные темы, и в результате он уйдет обиженным и с испорченным настроением. С другой стороны, на почве различного миропонимания могут возникнуть жаркие и даже оскорбительные споры и праздник будет забыт.

Но если приглашенный на пути к вере жаждет духовного, то такие встречи за столом могут пойти ему на пользу.

На праздничной трапезе, поздравляя именинника, обычно поют тропарь его святому, желая помощи небесного заступника. Кроме всего прочего, конечно, желают духовных плодов. И чтобы это пожелание действительно запечатлилось в сердце именинника, важно хорошо продумать заранее поздравительные слова и тосты.

Веселье за дружеским застольем естественно, но оно не должно переходить за грань.

Оживить и сделать полнее, интересней вечер могут хорошие записи духовной музыки или фильм о святых местах, но, разумеется, в меру.

Немаловажно правильно выбрать к такому особому празднику и подарки. Лучше, если они будут духовного плана – иконы, книги, что-нибудь из церковной утвари, сладости, цветы.

В завершение застолья именинник благодарит собравшихся за поздравления, а гости поют ему «Многая лета».

Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносят на ближайшую субботу, воскресенье или же вообще на Светлую седмицу.

При написании поздравления ко дню Ангела не забудьте пожелать самое главное – помощи небесного заступника.

Хочется привести поздравление святителя Афанасия (М. Сахарова), обращенное к известному московскому батюшке, «пастырю безбожных времен», священнику Николаю Голубцову :

Милость Божия буди с Вами, возлюбленный о Господе отец Николай!

Сердечно приветствую Вас с праздником святителя Николая. Горячо желаю, да молитвы святителя Николая хранят Вас на всех путях Вашей жизни, да содействуют Вам в устроении храма души Вашей и Вашей домашней церкви, в Вашем служении притекающим в Ваш храм людям православным.

Приведем еще несколько образцов поздравлений с днем Ангела.

Дорогой, родной, досточтимый и никогда не забываемый отец Владимир!

Сердечно поздравляю Вас с днем Вашего Ангела. Всей душой желаем Вам от Господа Бога здоровья, да укрепит Господь Бог Ваши духовные и телесные силы в подвиге пастырского служения на ниве Христовой на многая лета, многая лета.

* * *

Милую матушку и деток поздравляем с дорогим именинником.

С любовью о Господе всегда молящаяся о Вас духовная дочь.

* * *

Глубокоуважаемый отец Георгий!

Примите сердечные поздравления с днем Вашего Ангела. Да пошлет Вам Господь, молитвами Вашего великого покровителя, здоровье телесное и крепость духовную к ревностному прохождению Вашего пастырского служения.

* * *

Батюшка! Поздравляю Вас с Ангелом – предстателем Вашего спасения. Усердно желая Вам радоваться о Господе, прошу святых молитв Ваших и благословения. Воздаст Вам Господь за любовь Вашу и милостивые приветствия Ваши великою милостию Своею!

Свадебные поздравления и подарки

Торжественно и радостно совершается Таинство брака. От множества народа: близких, родных, знакомых, – от блеска свечей, от церковного пения как-то невольно становится празднично на душе.

После венчания молодых встречают у входа в дом иконой и хлебом-солью посаженые отец и мать или родители. И дальше гости продолжают праздник за столом.

Главным распорядителем на свадьбе является шафер. Вместе с близкой подругой невесты он обходит гостей для сбора денег, которые затем жертвует на богоугодные дела.

Поздравления, тосты и пожелания, которые произносятся на свадьбе в семьях верующих, конечно, должны быть в первую очередь духовного содержания: о назначении христианского брака, что такое любовь в понимании Церкви, об обязанностях мужа и жены по Евангелию. О том, как важно построить настоящую христианскую семью – домашнюю церковь.

Свадьба церковных людей должна проходить в благочестивой обстановке с соблюдением благопристойности и меры.

Письменные поздравления со вступлением в брак содержат в себе те духовные пожелания, о которых писалось выше.

Поздравление может выглядеть так:

Дорогие Константин и Анна!

Примите искреннее поздравление со вступлением в законный брак, душевно желаем вам всех благ и милостей от Господа, Царицы Небесной.

Поздравляйте, братья и сестры, друг друга с нашими православными праздниками, делитесь той несказанной радостью, которую они нам дарят, и пусть наша брошюра поможет вам сделать это достойно и благочестиво.

Мир и Божие благоволение да будет с вами.


Из книги епископа Марка (Головкова) — «Церковный Протокол «